Международная конференция «Учение Маркса в XXI веке»


      Фонд «Центр марксистских исследований»

Поддерживает предложения активистов авангардных  политических групп (А.Г.Войтова, С.И.Бойко,  А.Г.Кленьшина, Л.И.Столяровой, А.В.Чижикова и других) в основу научной и научно-организационной программы  подготовки и проведения (27 апреля 2018 г.) Международной очно-заочной, научно-практической конференции «Учение Маркса в XXI веке», посвященной 200-летию со дня рождения Карла Маркса (05.05.1818 — 05.05.2018)   

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

 Преамбула

С распадом СССР перевернута страница  истории и начался новый цикл борьбы за коммунизм, имеющий  новые исторические условия и особенности.  Учение Марксизма в 21 веке, в его творчески развиваемой составляющей это не только классический  (аутентичный) марксизм, это развивающиеся положения теоретического и практического русского марксизма, обогащённые критическим осмыслением всего опыта СССР и постсоветских практик.

Юбилеи великих людей, — важнейшее  событий в жизни общества. Марксисты столкнулись с фактами, когда юбилеи служат кормушкой тем,  кто стремится примазаться к великим людям прошлого. Они их использует для  пиара себя, руководят ими, определяют характер обсуждения,  его результаты  и т.п. Не избежал этой участи и К. Маркс. Его идеи нужно пропагандировать каждый день, а не только в связи с юбилеями, но для этого их надо понять. И, как показывает практика,  проблематично установить даже сущность марксизма таким образом, чтобы он объединил его последователей.

Коммунистическое движение России  20 века  /Тезисы/

  1. Коммунистическое движение России 20 веканакануне и после Октября 1917 года, отмечено руководством классическим марксизмом и постоянной выработкой творчески развиваемого научного и практического марксизма. Творческое развитие марксизма на русской почве это научное знание, выработанное В.И.Лениным накануне Октября 1917 года и в ходе осуществления практики переходного периода от капитализма к социализму («на собственной основе», «Государство и революция», В.И.Ленин, август 1916) в период 1917 – 1924 год.

  2. Новое, что дала нам практика марксизма в опыте СССР, факты,  мысли  и утверждения  творчески развиваемого марксизма  20 века:

—  учение о партии — революционно мыслящем субъекте, способном влиять на темп истории, опираясь на революционную деятельность пролетариата. Если партия замедляет ход истории, то она реакционная, а если форсирует — революционная. Поскольку историю движут противоречия между классами (общественными группами), то эти противоречия следует заострять, создавая революционную ситуацию.  Ленинская практика подтвердила: массы необходимо просвещать научным знанием, борющийся пролетариат необходимо вооружать мощным духовным оружием — марксизмом, организовывая его в мощную политическую силу. Это революционный вывод творчески развиваемого практического  марксизма.

 —  буржуазной идеологии развивающегося капитализма  противопоставлена  идеология пролетарская, опирающаяся на практики революционно мыслящего пролетариата и на зарождающуюся и развивающуюся  пролетарскую политэкономию. На этой основе пролетарские науки, искусство и мораль как формы идеологии были противопоставлены аналогичным буржуазным явлениям.

— учение о партии как политической силе, руководствующейся классическим (аутентичным)  и творчески развиваемым марксизмом, а потому и способной оказывать влияние на мышление масс и этим побуждать массы к более глубокому и полному пониманию коренных  интересов  класса пролетариев, чтобы в свободном  труде  творчески созидать более комфортные условия жизни и труда. То есть менять темп истории в логике идей, развиваемых, при руководстве марксизмом и его творчески развиваемыми положениями, подхваченными массами.

—  понимание исторической и диалектической логики:  если партия замедляет ход истории, то она реакционная, а если форсирует — революционная. Поскольку историю движут противоречия между классами (общественными группами), то партии следует раскрывать антагонизм противоречий, раскрывая их классовую сущность. Этим и обеспечивается полноценное просвещение народных масс, чем и  повышается их внутренняя  потенция  на движение к соответствию  производительных сил  и уровня производственных отношений.

— авангардные политические  группы  пропагандируют и разъясняют  политическую высокоразвитую классовую (пролетарскую)  противоположность, преодолевающую противоречия, приведшие к распаду СССР.

 — фундаментальные  противоречия  (меж классовые и внутри классовые), которые  с колоссальным трудом преодолевает  русский  пролетариат, заключены в том, как руководствуются  марксизмом  постсоветские  коммунисты, руководящие пролетариатом.

  1. После Ленина, в  советском обществе марксизм перестал быть диалектически развиваемым учением, чем и был русский марксизм, для плеяды революционеров во главе с В.И.Лениным, понимающих смысл и роль материалистической диалектики, и диалектической логики как инструментов  изменения социально-экономических условий бытия масс.

  После  В.И. Ленина и И.В. Сталина, вплоть до августа 1991 года, все последующие генсеки КПСС, ничего радикально – революционно не проводили,  в практике отношений  советского «социализма» —  переходного периода к «социализму на собственной основе».

  1. Не подлежит сомнению вклад советских исследователей в развитие марксизма, но его оказалось недостаточно для его сохранения как идеологии социального прогресса общества. Более того его адепты  превратили марксизм  в схоластическое теоретизирование и дискредитировали    марксизм и даже теоретическую науку вообще.

  2. Кастрация марксизма  начинается с  его обособления от деяний  последователей К. Маркса, прежде всего от  ленинизма. Вне ленинизма  нет марксизма как идеологии  социалистического общества.  Идеи Маркса не стали  марксизмом, т.е. идеологией социализации общества, на Западе и не стали бы им вне деятельности Ленина, практически применившего его в нашей стране. Многообразны мнения о том, что марксизма–ленинизма нет вне сталинизма, который  превратил его в практику созидания нового общества. Если бы не его деятельность, то  не было и  практики построения нового общества.  Поэтому следует обсуждать не только собственные идеи Маркса, но и его последователей и проблемы практического их претворения в реальность.

  3. С  Маркса началось  создание идеологии практического социализма.   Маркс не автор всех идей, которые имеются в его работах. Он сам ограничивал свой вклад  в науку всего несколькими мыслями. Его заслуга –  теоретическое обобщение идей предшественников  и их развитие. И это было  результатом не стихийного, а сознательного деяния Маркса.  Маркс  указывал на то, что он решает научную задачу для партии и надеялся на то, что партия  выполнит свою функцию  превращения в реальность  идей социалистического преобразования общества.  Но элиты западного общества, и политическое руководство советского общества  не выполнили данной функции. Более того  советские коммунисты стали оппонентами  марксизму  как идеологии эмансипации труда.

  4. Оценивая вклад Маркса в развитие общества, нельзя требовать от него  решения вех проблем и перекладывать свою вину на него. Доктрина Маркса  относительна, не адекватна обстоятельствам общества даже его времени. Она теоретизирована, но  ограниченна. Её объект – анатомия буржуазного общества.  Он абстрагировался от  предшествующих общественно – экономических формаций. Его мысли о других общественных науках фрагментарны. В «Капитале» не придано должного значения монополизации, и  социализации общества, в том числе зачаткам  пострынка. «Капитал» Маркса объяснял анатомию  общества XIX века.  Прогресс общества породил новые явления, которые не объяснены в «Капитале», прежде всего монополизацию и социализацию (в пределах капитализма) общества. Тем более он не мог объяснять  последующую  практику социалистического переустройства общества.  Со временем рос  разрыв между  содержанием его идей и реальностью,  доктрина Маркса теряла идеологическое значение  как руководство созиданием нового общества.

  1. «Капитал»  Маркса не учебное пособие, а монография. Его объем чрезмерен. Он не доступен народу.  «Капитал» стал  Библией рабочего класса, но  не  был понят им (Оценка В И Ленина – «1\2 века спустя…»), не стал нормой  менталитета народа. Поэтому его идеи легко дискредитировали.

  2. Великие люди Запада подготовили социализацию общества – переход от предыстории к истории общества. Обобщение их идей позволило Марксу создать «лучшее орудие труда и острейшее оружие»  эмансипации  наемного труда. Марксизм – итог  научного прогресса  Западного общества. Но он не  стал  идеологией социализации западной Европы, эксплуатировавшей практически весь мир,  и создавшей,  как тогда говорили, «рабочую аристократию» в своих странах для подчинения труда капиталу.  Это наиболее полно проявилось в ВОВ, когда существенная доля населения западноевропейских стран подчинилась диктату мирового капитала  и воевала на стороне фашизма против зачатков реального социализма в нашей стране.

  3. В России идеи Маркса  стали  марксизмом  – идеологией национального спасения, создания справедливого общества. После 1917 года марксизм провозгласили государственной идеологией, произошло   обожествление Маркса и догматизация его идей, что стало  средством  ниспровержения марксизма как ядра идеологии  коммунистического преобразования общества. Официальный марксизм  со временем  все более становился антимарксизмом.  Отстаивая  идеи Маркса, восстанавливая  их роль и  значение при созидании идеологии общественного прогресса, не следует игнорировать  их относительность, догматизировать и т.п.

  4. Не все идеи Маркса развернуты у него и его последователей. Например, основой становления классового общества  были  процессы отчуждения (обесчеловечивания человека, т.1. с .374), породившие частную собственность. Без выхода на уровень интеллекта Маркса не состоялось теоретического  объяснения    отчуждения как основания экспроприации и эксплуатации труда:

Отчуждение → экспроприация → эксплуатация

  1. Многообразны мысли и деяния (слова и дела) Маркса и Энгельса. И каждое из них имеет самостоятельное значение. Важно выделить главный  их вклад  в прогресс общества.  Таковым следует считать тот факт, что их идеи объединили прогрессивных людей на рубеже XIX–XX века для социализации общества. Но в ХХ веке они начали разъединять их последователей. Почему это произошло? И кто повинен в этом – Маркс или его последователи, провозгласившие себя марксистами, но не ставшие ими?  В связи с этим  возникает,  вероятно, главная проблема –  что такое марксизм и кто имеет право называть себя марксистом, что значит марксизм как идеология. Ответ на этот вопрос предполагает определение главного вклада  Маркса   в науку. Таковым можно  считать его опору на философию, прежде всего диалектику (диалектическое мышление).  Из этого  вытекает  исходная задача дальнейшего творческого развития  марксизма как идеологии социального  прогресса народоправного общества  – подняться до уровня менталитета Маркса и пойти далее. Иными словами надо стать настоящими марксистами.

Уроки распада СССР: подтверждение верности классического марксизма и ряда положений  творчески развиваемого  марксизма /Тезисы/

  1. Думают, что в 1985-1991-1993 гг. в СССР произошла буржуазная революция, разделившая народы и осуществившая поворот к капитализму. Нет! Продолжилась социалистическая революция, завершившая каскад русских революций ХХ века на пути к социализму: революция 1905-1907 гг; Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г; Великая Октябрьская Социалистическая революция 1917 г, в результате которой возник «государственный капитализм при коммунизме (В.И.Ленин, ПСС, изд. 5, т. 45, с.84-85) — переходный период от капитализма к социализму, который по вине верхушки КПСС, превратило советское государство  в «совокупного капиталиста», патологически затянулся; Народная Революция 1991-1993 гг,  освободила Советский Союз от власти КПСС, убрав серьёзное препятствие на пути к социалистическому способу производства.

  2.  В стране к августу 1991 года  обозначились и динамично  формировались две политические силы: просоветская часть КПСС (И.Полозков и другие) и прокапиталистическая часть КПСС (Б.Ельцин и другие).  Появление ГКЧП было воспринято народом, как попытка свернуть начавшиеся преобразования и  восстановить  государственно-политический статус КПСС.   По совокупности факторов, ГКЧП спровоцировал ускорение процесса распада СССР и поскольку у передовой части советских граждан, сторонников  социалистического вектора развития общества, на  этот момент   не было  своего общественно — политического авангарда, способного  следовать творчески развиваемому марксизму, то в условиях быстротечности событий тех лет, взоры масс народа были обращены к группе Ельцина, которая олицетворяла  собой антиКПССные настроения в самом народе.

Тогда от  дня всесоюзного референдума 17 марта 1991 года, к августу 1991 года и все последующее время до событий октября 1993 года шёл процесс поляризации  политических сил  России:  на  основах просоветской  и  прокапиталистической частей КПСС. Такое  состояние   политического  спектра России, вполне находит объяснение, ибо в условиях господства КПСС, никаких других политических сил и не могло создаться.

  1. По состоянию на 1991 – 1999 годы, в России палитра политических сил представляла  собой  осколки КПСС, которые в той или иной мере, руководствовались идеологией КПСС,на основе так называемого марксизма-ленинизма (псевдомарксизма). В России прокапиталистическая КПСС (Ельцин) – Единая Россия (Путин, Медведев) установили государственный режим капиталистического олигархата  на  базе  отношений госкапитализма.

    Коммунистическое движение России  21 века  /Тезисы/

1.Коммунистическое движение 21 века  в  практике  пролетарского движения постсоветской  России показала: нельзя выстраивать национальное авангардное пролетарское движение России только на критике капитализма, на критике мелкобуржуазных теорий, учений, оппортунизма и ревизионизма, не ведя творческого развития марксизма. В этом  убеждает  опыт СССР, порочная практика КПСС, её  перерождение и предательство, приведшее к развалу СССР, предательству целей Октября 1917 года и порочная практика  просоветских  осколков КПСС, руководствующихся «марксизмом-ленинизмом», а не творчески развивающимся марксизмом.

2. К настоящему времени, диалектически, деятельностью активистов авангарда политических сил   России ведётся возрождение ленинской школы русского марксизма.

2.1  Лидирующее положение в процессе возрождения ленинской школы русского марксизма (на опыте СССР и практики постсоветского периода) занимают те пролетарии — революционеры, которые, осуществляя активную солидарную политическую деятельность вместе с активами авангарда пролетарского класса, при критическом исследовании опыта СССР и собственной постсоветской практики, пришли к научно обоснованным выводам о необходимости установления народоправного способа производства /девиз: «Национальное достояние и власть – самоуправляемому народу!»/.

3. Исходя из двух великих открытий марксизма – «материалистического понимания истории и разоблачения тайны капиталистического производства посредством прибавочной стоимости» (теория стоимости, Закон стоимости), а также вооружившись методами диалектического материализма  и диалектической логики необходимо признать следующее.

3.1. Причины распада СССР и реставрации частнокапиталистической системы на всём бывшем пространстве (за исключением Китая, Северной Кореи, Вьетнама, Венесуэлы)  стран социалистического содружества в следующем:

3.1.1 Искусственное объявление (1936г.) «государственного капитализма при коммунизме» (государственной собственности СССР) построенным социализмом.

3.1.2    Превращение марксизма в  псевдомарксизм  под именем «марксизма-ленинизма».

3.1.3 Закрепление в сознании поколений ложного представления о социализме-коммунизме.

3.1.4   Противоречия  между общенародным производством в государственной форме и капиталистическим присвоением, привело к отчуждению трудящихся от средств производства и власти.

3.1.5  Противоречие между устремлёнными к социализму-коммунизму производительными силами — трудящимися  и диктуемыми политикой КПСС,  производственными отношениями,   сдерживающими свободное развитие каждого и всех.

 Политические особенности и парадоксы текущего постсоветского этапа

(накануне 100 – летней  годовщины Великой Октябрьской революции 1917 года)

/Констатации/

  1. Партий, называющих себя коммунистическими, в России несколько, но они не соответствуют по своему духу НАУЧНОМУ КОММУНИЗМУ.

  1. Организованного коммунистического движения нет!

  2. Практики протестов, голодовок, забастовок, пикетов, демаршей миллионов наёмных работников показывают, что кардинально улучшить своё положение  пролетариат (наёмные работники) может, только изменив экономико-политическую ситуацию в стране, изменив систему отношений собственности, производственных и общественных отношений вообще, но этому идёт мощное противодействие.

  3. Руководство (представители псевдокомпартий) существующих органов  рабочего самоуправления  оказывают противодействие инициативам и предложениям,  поступающим от пролетариев; предложения не только не рассматриваются, но и  всячески игнорируются, что делает такие органы рабочего самоуправления не привлекательными в глазах трудящихся масс;

  4. Руководители   существующих органов рабочего самоуправления  и профсоюзов, не руководствуются принципами коллегиальности в выработке и принятии решения, а действуют, как записные бюрократы: отмалчиваются,  забалтывают вопрос,  не решают  насущных  вопросов так, как этого требует имеющийся у революционного пролетариата  опыт – решения  должны отвечать коренным  интересам пролетарского  класса, выводам из анализа опыта СССР и стратегическим целям борьбы пролетарского класса.

  5. Штабы псевдокоммунистических партий, союзы советских офицеров, движение за восстановление СССР,  продолжают руководствоваться идеологией КПСС, делая ставку на  сталинизм и «марксизм».

6.1  «Коммунисты», не понимая основ научного марксизма и сущность его открытий, отстаивая   «Государственный капитализм при коммунизме», разрозненно, но единодушно противодействуют творческому развитию марксизма и  деятельности авангардных пролетарских  групп, направленное  на  объединение трудящихся в Единую политическую силу.

6.2    Не все идеи  последователей  соответствуют идеям основоположников марксизма. И такой «марксизм»  существовал  и продолжает существовать в виде ряда  общественных наук, прежде всего в форме  фундаментальной (общеэкономической) науки (политэкономии), а также  социологии (истмата), философии (диамата) научного коммунизма и др.  Все это было провозглашено официальной идеологией, но не стало менталитетом не только народа, но и коммунистических партократов. Особенно поразительны  превращения главных марксистов в главных антимарксистов. Они   убили   советский марксизм своим скудоумием и своей прерогативой  на высшую мудрость. В новое время марксизм изгнан из науки  административными    и иными методами.

 6.3   Маркс, Энгельс и  Ленин  обобщили позитивные идеи их времени в науке. В их трудах не охвачены все проблемы  общественного развития, имеются ошибочные и устаревшие мысли. Поэтому их изучение может быть только критическим и на основе опережающего  формирования собственного видения проблем современности.

  1. Стратегические цели пролетарского  класса – осознанное  стремление к свободному труду  на себя, а не  на  олигархов.   Всё больше передовых  групп гражданского и   авангардного пролетарского  движения  объявляют самоуправление и народоправие содержательной составляющей своих устремлений.

7.1   Нет пока  организованного движения к   народоправию  (к отношениям общественной собственности, общественному присвоению, упразднению наёмного труда, командно — административной системы труда за зарплату), но  есть  небольшой, но растущий   актив (ядро) сторонников  народоправного  развития общества, пропагандирующих необходимость и актуальность   установления отношений социализма (первой фазы коммунизма) на собственной основе. 

  1. Историческое развитие Человечества уже подвело его к тому, чтобы   в создании духовных и материальных условий жизни  участие весь  народ.  Требуется совсем иная форма организации и управления жизнедеятельностью обществом. И Человечество имеет все возможности для перехода на иную экономическую модель,  иную систему отношений собственности и иную систему управления общественным капиталом и общественного его распределения.

        Основы  и путь  объединение марксистов

Людей объединяют не лидеры, а идеи. Марксизм и ленинизм сначала объединил, а теперь разъединяет последователей Маркса. Причиной изменения его функции был уход марксистов от решения  проблем развития марксизма, как основы науки о коммунизме, служащей  эмансипации  наёмных работников и социализации отношений собственности и присвоения.

Советское политическое руководство, советские философы, социологи и политэкономы не поняли творческого характера марксизма (на что  многократно обращали внимание его основоположники) и то, что марксизм существует только в развитии. Они не поняли  главного в марксизме – его резондэтра. По Энгельсу главный (резондэтр  — право на существование) критерий марксизма — способность философствовать так, как мыслил бы К. Маркс на месте каждого человека.

Мировой кризис  посрамил тех, кто решил покончить с марксизмом прямым его  игнорированием, порвав с ним преемственность. В то же время пока нет условий для того, чтобы быстро и адекватно усвоить марксизм, стать марксистом. Идеи Маркса не так просты — ими не овладеть без серьезных затрат труда и времени, а поэтому «марксизмом» часто называют антимарксизм. Вне преемственности с марксизмом не возможна теоретизация науки и её превращение в идеологию прогресса общества.

Академический подход к марксизму ведет к антикоммунизму, о чем свидетельствуют превращения многих марксоведов, бывших его апологетами и ставших его оппонентами.

Марксизм  (вместе с его творчески развиваемыми положениями) —  есть  идеология освобождения труда не следованием догмам, а творческим нахождением идей, адекватных обстоятельствам времени

Не является марксизмом простое повторение мыслей его основоположников вне учета конкретных обстоятельств жизни. Марксизм превращается в реакционный «марксизм» вне творческого подхода к нему.

Развитие — способ существования марксизма. Марксизм из объединяющей стал разъединяющей народ силой. Марксизм уничтожают те, кто не поняли главного в нем. Главная причина дискредитации марксизма — его превращение в идеологию партии, претендовавшей на истину в последней инстанции при его интерпретации. Партократы убили эвристическое могущество марксизма как идеологии общественного прогресса.

Закономерным следствием скудоумия партократов является их отчуждение от народа, потеря авторитета, дискредитация марксизма как идеологии освобождения труда. Они чужды народу, как и те, о ком писал Н. А. Некрасов: «петушиный бой, не понимающих толпы пророков, с не внемлющей пророчествам толпой». Не может быть общественного прогресса вне марксизма. Прогресс общества возможен только на путях коммунистического его развития.

Марксизм — идеологическое оружие защиты интересов и прав пролетариата, т.е. людей наемного труда. У «марксистов» имеется собственное видение идей К. Маркса и обычно оно не является аутентичной их трактовкой. Марксизм есть синтез философии, социологии, экономики, политологии

Главным в марксизме является экономическая доктрина, а ключ к ней — технология философствования. Использование эвристического могущества марксизма предполагает понимание главного в нем — его философского основания, прежде всего диалектической логики.

К. Маркс не создал новой философии, а практически использовал технологию философствования её основоположников. Он внёс в неё ряд важных элементов, в частности понимание превращенных форм объектов.

По Энгельсу главный (резондэтр [право на существование]) критерий марксизма — способность философствовать так, как мыслил бы К. Маркс на месте каждого человека. Маркс признавал наличие ошибок в его трудах. Прожектерский   фрагментаризм дилетантов не столько творческое развитие марксизма, сколько средство его убийства.

Ортодоксы марксизма не обеспечили творческого развития и остаются его главными врагами ввиду не владения  диалектической логикой. Задача марксистов разработать марксистскую теорию общественного прогресса и сделать ее нормой обыденного сознания, идеологией освобождения труда от эксплуатации. Вне марксизма коммунистическая идеология не станет нормой и общество погибнет.

Непосредственной целью марксизма является развитие духовных способностей людей с тем, чтобы они могли отстаивать свои интересы, права. Для этого они должны научиться философствовать, мыслить диалектически и теоретически понимать общество. Функцию марксизма можно вывести из следующих его положений: «залогом … мощной и всеобъемлющей революции во всем мировом порядке» может быть только «революция в головах», «переворот в сознании» народа, обеспечение его права на развитие способности мышления.  Для её осуществления необходимо:

— решить проблему резондэтра  (право на существование)  марксизма;

— понять композицию «Капитала» как триумфа немецкой науки;

—  решить замысел К.Маркса — сделать диалектику доступной людям со здравым рассудком;

—  вычленить диалектический метод мышления из «Капитала»;

— теоретизировать с его помощью науки (науки о коммунизме);

—  сделать  марксизм  нормой сознания обыденных людей при защите ими их интересов, прав.

Многие экономисты были философами и поэтому они обеспечили прогресс экономической науки. Начавшаяся теоретизация экономической науки в классической её школе была продолжена в марксизме. Вне его начался обратный процесс индоктринации экономической науки. «Капитал» К. Маркса остается образцом философствования и теоретичности общественной науки. Экономическое объективирование марксистской философии свидетельствует о том, что её понимание возможно только с точки зрения экономики. Официозная экономическая наука стала антимарксистским средством зомбирования, манкрутизации сознания народа. Маркс предвидел это, а Ленин констатировал — нельзя верить ни одному профессору экономики и философии.

Полувековое изучение, исследование экономики и её философского основания позволило синтезировать философию марксизма, сделать ее доступной людям со здравым  рассудком, разработать на ее основе фундаментальную теорию экономики.

В марксизме много незыблемых идей теоретической трактовки общества, но в нём имеются и устаревшие идеи, которые служат «марксистам» в качестве средства его дискредитации. Фундаментальными для понимания общества проблемами марксизма остаются интерпретации сущности труда, стоимости, ценообразования, собственности, хозяйства (в отличии от экономики и рынка), централизации, производственных отношений и др. Без их понимания не возможно превращение марксизма в эффективную коммунистическую идеологию — орудие освобождения труда от эксплуатации, спасения общества.

Марксизм и его материалистическое кредо, уточнённое практикой СССР  и практиками  постсоветского периода

Афоризмы   

*Коммунистическая идеология зародилась в древности. Она многообразна и прошла много этапов развития.  Современный ее этап начался с трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

*Марксизм – собственные идеи Маркса, Энгельса, Ленина.

*Марксизм — идеология строительства нового общества. «Марксизм» (в кавычках) — фактически антимарксизм.

*«Марксизм» – конечная причина краха СССР и КПСС.

* Полузнания марксизма опаснее его незнания. К. Маркс не повинен в заблуждениях тех, кто себя называет «марксистом».

— Общественное бытие определяет общественное сознание масс;

—  Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед нею, кроме непрерывного процесса возникновение и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу. Таким образом, диалектика, по Марксу, есть наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления /Ф. Энгельс/;

— «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние». К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология.

— Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом, конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи /Ф. Энгельс/.

— В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышаются юридическая и политическая надстройки и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Не сознание определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание (К. Маркс и Ф. Энгельс, соч., 2 изд., т. 13, стр. 6-7) .

— Обозначенная К.Марксом главная цель человечества (пролетариата, как он писал тогда) для перехода к обществу, гарантирующему свободное развитие каждого ради свободного развития всех — это отмена труда по найму. К.Маркс, обращаясь к рабочим, писал: Вместо консервативного девиза: Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день! , рабочие должны написать на своём знамени революционный лозунг Уничтожение системы наёмного труда! /К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч.2-ое изд., т.16, с.154-155/.. Это подтвердил Энгельс в работах Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день , Система наёмного труда , Тред-юнионы , соответственно: Итак, похороним навеки старый лозунг и заменим его другим: СРЕДСТВА ТРУДА — СЫРЬЁ, ФАБРИКИ, МАШИНЫ — ВО ВЛАДЕНИЕ САМИХ РАБОЧИХ! (прописными — выделено Энгельсом); поэтому подлинное освобождение рабочего класса невозможно до тех пор, пока он не станет собственником всех средств труда — земли, сырья, машин и т.д., а тем самым и собственником ВСЕГО ПРОДУКТА СВОЕГО СОБСТВЕННОГО ТРУДА. (прописными — выделено Энгельсом); Рабочий класс остаётся тем, чем он был и чем не боялись назвать его наши предки чартисты, — классом наёмных рабов. Таков ли должен быть конечный итог всех этих усилий, самопожертвования и страданий? Это ли должно навсегда остаться высшей целью рабочих? Или же рабочий класс должен, наконец, попытаться вырваться из этого порочного круга и найти выход в движении, направленном к УНИЧТОЖЕНИЮ САМОЙ СИСТЕМЫ НАЁМНОГО ТРУДА? (прописными — выделено Энгельсом) (К. Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, т. 18, стр. 255-265)

— общественное сознание работников наёмного труда обусловлено господствующими отношениями собственности и характером присвоения;

— буржуазное сознание — не порок, а данность, с которой необходимо считаться.
Процесс социализации отношений собственности (присвоения) и власти, опираясь на поддержку широких масс пролетариата (народа) есть движение по пути смены капиталистического способа производства на народоправный (коммунистический) способ производства.

Чтобы побеждать, необходимо восстановить ещё Лениным начатую практику соединения пролетарского движения (движение к экономическому и политическому освобождению пролетариата) с научным марксизмом. Практика  прервана  КПСС. Восстановление такой практики, вместе с восстановлением ленинских традиций школы русского марксизма,  не только изменит отношение пролетариата (трудящихся)  к идеям коммунизма, но и позволит вести работу по созданию Единой пролетарской политической силы с ядром марксистской партией.

Маркс, Энгельс, Ленин были  исследователями и внесли существенный вклад в общественную науку. Их идеи стали основой коммунистической идеологии, а они сами были признаны ее вождями. Превращение их идей в практику привело к тому, что лидерами социалистического строительства  страны стали не исследователи, а практики. Но  их амбиции состояли в том, чтобы их также считали вождями, хотя фактически они не знали общественных наук вообще, в том числе  трудов основоположников коммунистической идеологии. И не могли генерировать  идей  эффективного развития общества.  Они не поняли главной  задачи  вождей – собственное их  просвещение: «В особенности обязанность вождей будет состоять в том, чтобы  все более  и более просвещать себя по всем теоретическим вопросам ….» [1.18.499].  Лидеры партии  второй половины ХХ века  не были исследователями общественных наук и не знали их.  Тем самым они не могли развить положения школы русского марксизма. Созданные для развития марксизма и ленинизма  специальные научные организации были превращены ими в слуг, которые обеспечивали им славословие, стояли на страже их вождизма, уничтожая всех, кто  угрожал им попыткой иной трактовки идей Маркса и Энгельса. Топ–партократы  породили догматизм «схоластического теоретизирования», который они же постоянно ругали в  партийных документах во второй половине ХХ века. Бесплодность их трудов была осмыслена народом и  привела к его отторжению от коммунистической идеологии. Марксизм и ленинизм перестали выполнять идеологическую функцию созидания нового общества. Положения школы русского марксизма все более  отрывались от практики, теряли функцию ее идеологической детерминации, т.е. выполнения ими  функции коммунистической идеологии как  «непосредственной производительной силы общества».

Топ–партократы не только не обеспечили развития  марксизма и ленинизма,  но как «собаки на сене», не дали этого сделать другим.

Ортодоксальность –  причина обскурантизма.   Все  исследователи (даже гении)  изрекают не только истинные, но и сомнительные идеи. А поэтому толерантность, обсуждение идей и т.п.  является важным условием научного творчества. Данный факт лучше всего осознать с помощью истории первых лет  социалистического строительства в трудах Ленина. В них постоянная полемика, критика, но без оргвыводов.  К сожалению, тогда не  освоили «лучшего орудия труда и острейшего оружия» резондэтра марксизма, а поэтому, в конечном счете, «второй штурм неба» потерпел крах.

Конкретные практические и методологические соображения по объединению марксистов

  1. Создать закрытую рассылку для обсуждения проблем марксизма.

  2. Не советовать новым поколениям людей изучать собственные труды Маркса и его  соратников. Они им не доступны, требуют много времени и не гарантируют  их превращения в марксистов. Ф Энгельс в  беседе с А.М. Воденом – «Капитал» не популярная работа и требует   специальной подготовки. Большой  объем «Капитала»,  трудный язык, монография, а не учебное пособие и т.п. Главное же – мысль Ленина:  понимание  «Капитала»  требует опережающего  усвоения диалектической логики,  а поэтому 1\2 века спустя ни один марксист не понял «Капитала»…

  3. Вредны фактически те комментарии «марксистов», которые игнорируют метод «Капитала», уводят от него, а поэтому их размышления убивают марксизм.

  4. Современная школьная вертикаль антимарксична и нет оснований надеяться на то, что она воспитает марксистами молодое поколение

  5. Нужно внешкольное обучение марксизму, учебные организации партий не выполняют данной функции.

  6. Нужно разработать библиотечку марксизма–ленинизма (типа его «основы») из 10 книг: идеология, философия (наука о науке), диалектическая логика,  социология, политология,  политэкономия (хозяйство), теория рынка (экономикс), экономическая роль государства (ЦХ), педагогика, психология. Катехизис (основы, цитатник) главных мыслей основоположников науки о проблеме идеологии. Их могут  создать только те, кто усвоил метод «Капитала». В последующем   нужна система общих теорий биологии, зоологии,  антропологии как основание ФТХ.

  7. Следует различать единодушцев, единоверцев и единомышленников марксизма. Исходным возрождения  марксизма как идеологии общественного прогресса может быть превращение  всех, кто считает себя его приверженцем, в истинных марксистов усвоением ими азов ДЛ. Имеется все необходимое для начала данного процесс –  уроки мышления www\miit–ief.ru\ студентам, учебные материалы (15 уроков по 10–30 минут, общей продолжительностью 5 часов), сайт «Самоучитель философствования» www\sorit.ru, изданные книги. Отстаивая свое видение решения замысла Маркса, не исключаю альтернативных версий ее трактовки и  готов их рассматривать. В любом случае надо  создать группу (объединение, ассоциацию) исследователей, которые  усовершенствуют трактовку диалектической логики, теоретической философии и разработают серию книг для  марксистского самообразования. Она должна   выполнить то, что не сделали РУСО и Марксистские чтения.

 

 8.09.2016г., Москва

Фонд «Центр  марксистских  исследований» — руководитель А.В.Чижиков;  члены  Совета: С.С. Гандилян,  Н.В.Миляев,  Л. И. Столярова; В.Е.Яковлев;  эксперт – консультант  В.С. Петрухин.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: