О практике марксизма


Л. В. Васильева, Г. В. Игнатьева, П. И. Прошунин

История экономических учений

Конспект лекций
Коллектив авторов:
Васильева Лариса Викторовна, к.э.н.;
Игнатьева Галина Вячеславовна, к.э.н., доцент;
Прошунин Павел Иванович, к.с.н., ст. преподаватель.

Источник: http://www.e-reading.by/book.php?book=98175

Основные теоретические положения марксизма
(выборка)

W =c + v + m,

где с – стоимость материальных издержек, которую он назвал постоянным капиталом; v – стоимость рабочей силы, или переменный капитал; m – прибавочная стоимость.

Обосновав принципиальное отличие постоянного капитала (с) от переменного (v) в образовании стоимости товара, К. Маркс пришел к выводу, что присвоение прибавочной стоимости (m) есть эксплуатация наемного труда. Степень эксплуатации он определял как отношение доходов капиталиста к доходам рабочего (m/v), назвав ее нормой прибавочной стоимости. В третьем томе «Капитала» К. Маркс вводит понятие нормы прибыли как отношения прибавочной стоимости ко всему капиталу, авансированному на процесс производства, и понятие органического строения капитала, определяя его как соотношение различных частей капитала (c/v). В зависимости от соотношения постоянного и переменного капитала он выделяет отрасли с низким и высоким органическим строением капитала, показывая, что в отраслях с более низким органическим строением (так как прибавочная стоимость создается только живым трудом) производится относительно большая масса прибавочной стоимости и, следовательно, норма прибыли в этих отраслях выше. Однако при дальнейшем анализе капиталистического производства К. Маркс выясняет, что в результате межотраслевой конкуренции и перелива капитала из одной отрасли в другую происходит выравнивание нормы прибыли, и независимо от органического строения капитала в любой отрасли на равный капитал можно получить одинаковую массу прибыли. К. Маркс делает вывод о том, что в условиях капиталистического производства экономика стремиться к формированию средней прибыли, цены на товар колеблются не вокруг стоимости товара, а вокруг цены производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли. Рассмотрение цены производства как превращенной формы стоимости позволило К. Марксу разрешить мнимое противоречие между законом стоимости и реальностью получения равной прибыли на равно вложенный капитал.

Рассматривая сущность и происхождение денег, К. Маркс развивает теорию форм стоимости, последовательная смена которых приводит к появлению денежной формы стоимости (цены товара). Считая деньги атрибутом товарного обмена, он достаточно полно рассмотрел выполняемые ими функции и определил массу денег, необходимую для нормального процесса обращения товаров в стране. Требуемая масса денег имеет прямую зависимость от суммы цен товаров, подлежащих реализации, и обратную от скорости оборота денежных единиц. Являясь последним продуктом товарного обращения, деньги по К. Марксу считаются также первой формой существования капитала. Именно с денежной формы капитал начинает свое движение, последовательно проходя определенные стадии кругооборота.

Весь процесс кругооборота капитала у К. Маркса представлен в виде формулы: Д – Т– (РС + СП) … П … Т* – Д*

К. Маркс, систематизируя теоретические положения, разработанные А. Смитом и Д. Рикардо, заявляет, что «вульгарный экономист» отошел от принципов классической политэкономии вследствие приверженности буржуазной идеологии и попытка дальнейшего развития идей классиков закончилась созданием ненаучных теорий и концепций. Свою экономическую теорию К. Маркс наиболее полно изложил в «Капитале», состоящем из четырех томов. В результате огромной подготовительной работы и высокой требовательности к себе при жизни К. Маркса в свет вышел лишь первый том «Капитала» (1867). Завершение написания и подготовка к печати второго и третьего томов «Капитала» была осуществлена Ф. Энгельсом. Четвертый том «Капитала», посвященный анализу экономической мысли предшественников и современников К. Маркса, под названием «Теории прибавочной стоимости» был опубликован после смерти Ф. Энгельса в 1905 г.

В первом томе К. Маркс, определяя товар как продукт труда, повторяет идеи, высказанные в работе «К критике политэкономии». Подробно рассматривая свойства товара (потребительную стоимость и стоимость), он завершает формирование трудовой теории стоимости, внося в нее принципиально новую мысль о двойственном характере труда, воплощенном в товаре. Стоимость, которая делает товары соизмеримыми, создается абстрактным трудом, материально-вещественная форма товара (потребительная стоимость) образуется конкретным трудом. Определяя меру стоимости товара рабочим временем, К. Маркс говорит не об индивидуальных затратах труда, а об общественно-необходимом рабочем времени, которое затрачивается на изготовление конкретного товара при средних условиях производства. Средними он считает условия производства, в которых производится подавляющая часть товаров данного вида.

Из массы товаров, которые продаются и покупаются в условиях капитализма, К. Маркс выделяет особый товар – рабочую силу, которая также имеет потребительную стоимость. В отличии от классиков, считавших товаром сам труд, К. Маркс показывает, что рабочий продает не труд, а способность к нему, т. е. рабочую силу. Стоимость рабочей силы определяется суммой жизненных благ, необходимых для поддержания жизненных сил самого рабочего и его семьи. Заработная плата выступает как превращенная стоимость (цена) рабочей силы. Потребительная стоимость рабочей силы заключается в способности данного, специфического товара создавать в процессе производства большую стоимость, чем на него авансировал капиталист. Величину вновь созданной стоимости, превышающую стоимость рабочей силы и присваиваемую капиталистом, К. Маркс назвал прибавочной стоимостью, показав условия извлечения абсолютной и относительной прибавочной стоимости.

Стоимость любого товара К. Маркс разделил на три части и выразил следующей формулой: W =c + v + m


Практика марксизма.

Положения марксизма, то, о чем говорили Энгельс, Маркс, Ленин, об этом писано, переписано. У кого правильно, у кого полу-правильно, у кого вообще неправильно. Кто, читал, все это писанное, прекрасно должен меня понять.

Тем не менее, мы вклинивается в эту стезю. Начинаем вырывать цитаты Маркса, вставлять эти цитаты, где стоит, а где и не стоит вставлять. При этом нередко, отчуждая эти цитаты от контекста, что не дает их полного понимания, а порой и искажает их.

Что с того?

Быть может, нам надлежит прекратить вот эту полемику, как мы понимаем ту, или иную цитату Маркса, а поговорить о более насущном вопросе? А насущным вопросом я считаю – практику марксизма. Вот о чем следует говорить.

Классики марксизма не знали этой практики. Они нам оставили лишь теоретические разработки. Несколько начало практики нам оставил В.И. Ленин, которая далее пошла не по начальному руслу и не его в этом вина.

Но, мы то знаем опыт СССР, наяву видим эту практику, мы то можем оценить практическое применение марксизма. Правильная она было эта практика в СССР, или неправильная, как она сочеталась с марксизмом, отвечала ли она ему (марксизму)?

Вот сразу – мы можем сказать, следуя некоторым высказываниям, если СССР рухнул, то рухнул и марксизм. А я скажу – ничего подобного. Марксизм и учение о социализме не рухнули, а рухнуло их извращение, их непонимание. В силу не осмысления наших лидеров, или нежелания осмыслить, что такое социализм, или в результате убеждения в том, что всё мы построили, что социализм состоялся, не заботились о движении вперед к подлинному социализму. Построили социализм, всё довольствуйтесь ребята, всё прекрасно. А социализма то и не было.

И вот наша задача изучит применение этой практики марксизма, где там ошибки, где там неверные пути решения вопросов. И, опираясь на эту практику, говорить, а что же такое социализм на самом деле, который мы так и не построили. Вот тогда — это будет движение вперед. Вот тогда – это будет принятие марксизма не как догму, а как руководство к действию.

Вот на чем всем нашим оппонентам я предлагаю сосредоточить свои усилия — на практике марксизма. На практике, которая была в СССР. Тогда, быть может, на что я надеюсь, мы будем поняты нашими слушателями, потому что это им ближе, это близко, это касается каждого, в противоположность нашим теоретическим дебатам.

Вот почему не туда наши теоретические дебаты не туда направлены, не туда ведут, не к тому приводят, а всего лишь побуждают каждого доказывать – что он лучше знает марксизм. А дело то не в том, кто лучше знает марксизм. Кто лучше знает практику применения марксизма, кто осознал эту практику, тот будет понят нашими слушателями.

Мы должны говорить не для себя, не доказывать какой я всезнающий марксист, а для всех. Вот главное. Тогда за нами люди пойдут. А сейчас этого нет, потому что мы забалтываем и себя и людей. А забалтывать не следует. Надлежит же говорить о практических делах, о том, что понятно всеми, слушающими Вас.

К чему всех и призываю.

 

7.10.2016, Ефремов, Н.Миляев

Один ответ

  1. Николай Миляев | Ответить

    Re: Короткое видео
    https://mkkepst.files.wordpress.com/2016/09/d0b8d180d0b8d0bdd0b0-d0bed0b7.jpgСегодня, 11:04
    Есть в одной песне немного несуразные слова: » Нас бьют — мы летаем»….

    Следующее событие навевает слова какой-нибудь ещё не созданной песни типа: «Нас продают — мы и рады , мы даже «небесную сотню» положили на «майдане», лишь-бы продажа поскорее случилась… Почему-же так долго тянете с покупкой …Нет сил ждать торгов,больше 2-х лет мы скачем, поём, даже взяли оружие в руки против своих, которые не дали-бы скоропостижно распродать… Вы-же знаете, что застрелят себя те, кто посмел открыть рот и судиться против незаконного переписывания условий тендера на продажу криворожстали в вашу высочественную пользу, оторвав даже противозаконно причитающуюся трудовому коллективу прибыль… О, великолепные «хозяева мира»… Поскорее завершите приобретение нас, как довольно ценных покупок… Мы со своей стороны сделали всё, даже невозможное чтоб приблизить трепетный час продажи… И в нирвану на века… Без забот и хлопот… Все заботы и хлопоты передаём благоговейно в Ваши всемогущие ручонки и низкопреклонённые клянёмся слепо, отрешенно самозабвенно выполнять всю оставшуюся вечность Ваши требования, пожелания… и не побоимся уж слова… капризы…»
    http://interfax.com.ua/news/economic/368397.html

    Нравится

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.