Труд при капитализме…


ТРУД
ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ,
В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
И В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПЕРСОНАЛИЗМА

(в чём разница)

О труде сказано много. Всё, что человечество имеет для жизни, – это труд и его результаты.
Я буду говорить об общественно персонализированном (социалистическом) труде, сравнивая его с трудом капиталистическим и трудом в СССР.
В.И.Ленин: «…Капитализм может быть окончательно побеждён и будет окончательно побеждён тем, что социализм создаст новую, гораздо более высокую производительность труда».
Что такое капитализм?
Это способ производства материальных благ, основанный на частнокапиталистической собственности на средства производства и на эксплуатации наёмного труда.
Что такое эксплуатация наёмного труда?
Это присвоение собственниками средств производства продуктов прибавочного труда, а иногда и части необходимого труда непосредственных производителей, иными словами, это — отчуждение прибавочной стоимости, которую принимает избыток продукта труда над издержками поддержания труда при капитализме.
Что такое производительность труда?
Это количество продукции, произведенной живым трудом (в масштабе общества, отрасли, предприятия, работника в денежном или натуральном выражении) в единицу времени.
Закон неуклонного роста производительности труда, в конечном счёте, — это производство избытка продукта труда над издержками поддержания труда в форме:
— прибавочной стоимости, произведенной наёмными работниками частных собственников в капиталистическом мире и наёмными работниками «совокупного капиталиста» в советском мире за отчётный период;
— избыточной стоимости, произведенной собственниками-совладельцами в мире экономического персонализма, или в общественно персонализированном (социалистическом) мире производства и присвоения за отчётный период.
В чём разница?
В мотивации и самомотивации! Наёмный работник мотивирован (его стимулирует различными способами хозяин средств производства). Собственник-совладелец (а таковым является каждый гражданин при социализме) – самомотивирован, потому что он сам является хозяином средств производства.
Самомотивация – это свойство собственника, или свободного человека, делающего свою жизнь самостоятельно и независимо ни от кого в данных условиях.
Поступки человека всегда направлены на получение им наибольшей выгоды (пользы) для себя в материальном и/или моральном плане. Наёмный работник и собственник разведены существующими отношениями собственности таким образом, что закон оптимального поведения действует у того и другого (относительно организации) в разных направлениях.
Наибольшая выгода современного собственника — это не лимитированная никем, кроме собственного умения, прибыль, которая производится персоналом организации вместе с самим предпринимателем в виде прибавочной стоимости и формируется окончательно на рынке. Наибольшая выгода наёмного работника — это заработная плата, которая назначается и выдаётся ему предпринимателем по своему усмотрению в зависимости от его (предпринимателя) личной выгоды.
Самоутверждение наёмного работника в процессе его деятельности в чужой для него организации — это максимум личных усилий в свою пользу, которая проявляется в пассивности (безразличии) по отношению к деятельности и усилиям предпринимателя. Мало этого: инстинкт самоутверждения работника, проявленный таким образом, подкрепляется и усиливается инстинктом групповой солидарности и отторжения.
Инстинкт самоутверждения действует одинаково для всех, но проявляется по-разному в зависимости от обстоятельств. Именно поэтому в условиях организации для работника существует категория мотивации, или стимулирования труда, а для собственника — категория самомотивации, или личного внутреннего побуждения к труду.
Как только наёмный работник вышел за ворота организации, сел в личный автомобиль, заехал в магазин и полез в свой кошелёк, поехал в собственный дом с личным имуществом, пошёл в свой сарай за лопатой, чтобы вскопать пару грядок на собственном приусадебном участке, он – независимый человек. Как владелец машины, кошелька и прочих личных вещей, наёмный работник является собственником и действует, как собственник ради своей наибольшей выгоды (заготовить на зиму достаточно овощей, картофеля, фруктов, варений, солений). Ещё на работе в организации он думал не о выгоде работодателя, а планировал свои действия, когда выйдет за ворота организации, и его такое поведение является для него оптимальным.
Какими бы ухищрениями мы не пытались отождествить интересы предпринимателя и интересы его наёмного работника в организации, они никогда не совпадут. Противоречия исчезнут, когда собственник и работник предстанут как одно лицо, то есть когда исчезнет само понятие наёмный работник, когда каждый станет собственником-совладельцем общих средств производства, лично взаимодействующим с ними (землёй и техникой) на своём участке производственной площади. Только в этом случае возможно полное отождествление интересов собственника и работника, поскольку это интерес одного и того же лица. Важно: это лицо потеряет все качества наёмного работника и приобретёт все качества работающего собственника.
Появляется интерес работающего собственника, в том числе как специалиста, как исполнителя, как компаньона, как самоуправляемого менеджера и так далее. Здесь всё предельно ясно: выгодное (невыгодное) собственнику — выгодно (невыгодно) ему же как специалисту и как исполнителю, и как компаньону, и как управляющему.
Интерес капиталиста-собственника известен. Он хочет всегда получить наибольшую прибыль, а также, — чтобы каждый работник всецело способствовал ему в достижении успеха. Это последнее (чтобы каждый работник всецело способствовал собственнику в достижении успеха) – неразрешимая проблема экономик всего капиталистического мира.
Существующая сегодня у нас и во всём мире «мотивация труда» не может разрешить проблем роста производительности труда в силу противоположности интересов предпринимателя и его наёмного работника. Возможности системы «предприниматель — наёмный работник» полностью исчерпаны.
Высшая производительность труда предполагает самомотивацию персонала в каждой его индивидуальности. Самомотивация как личное внутреннее побуждение к труду предполагает собственника (в лице каждого без исключения работника организации) с наличием первоначального и благоприобретённого капитала и безусловным правом производить и присваивать произведенную прибыль. Это – социализм, или экономический персонализм, или общественно персонализированный способ производства и присвоения.
Надо ли доказывать, что человек свободно (самомотивированно, как любой собственник) производящий свою жизнь, — это человек, стремящийся к личному благополучию, а, следовательно, к высшей производительности труда. Собственники всех стран и народов это доказывают постоянно. Но они – эксплуататоры чужого труда. Собственник-совладелец — самостоятельный творец своего счастья. Он никого не эксплуатирует в общественном производстве, а выполняет посильную работу, соответствующую способностям, знаниям, дарованию. Каждый станет заботиться о развитии и применении этих качеств, чтобы в старости быть самым благополучным и уважаемым человекам.
И тогда убедительно и согласно зазвучат следующие слова великих людей.
«Ничто так, как труд не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство», «Благо людей в жизни. А жизнь в работе», «Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение… что счастье человека в том, чтобы ничего не делать», «Освобождение себя от труда есть преступление», «Труд есть необходимое условие жизни человека» (Л.Н.Толстой).
«Бездействие и бессмысленная суетня действуют на человека самым опошляющим образом», «Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает его вполне по-человечески, кто смотрит на неё с этой точки зрения», «Когда человек не трудится совершенно серьёзно… тогда он не может быть счастлив», «Соедините знание и труд, дайте знание… людям, которые извлекут из него всю заключающуюся в нём практическую пользу, и вы увидите, что богатства страны и народа начнут увеличиваться с невероятной быстротой», «Труд составляет самую крепкую и надёжную связь между тем человеком , который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд» (Д.И.Писарев).
«Блажен тот, кто нашёл своё дело; пусть он не ищет другого блаженства. У него есть дела и цель жизни» (Т.Карлейль).
«Будущее принадлежит людям честного труда», «Все наши мысли, все идеи возникают из трудового процесса», «Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать», «Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду», «Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа», «Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда – коллективного, дружного, свободного труда», «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества» (М.Горький).
«Истинное сокровище для людей — умение трудиться» (Эзоп).
«Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за неё» (В.Шекспир).
«Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А.П.Чехов).
«Незанятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем» (Г.Гейне).
«Нужно сделать труд радостным с первых лет жизни человека. Труд… основа культуры. Умственная и физическая радость обогащают друг друга» (С.Т.Конёнков).
«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды» (Ф.Вольтер).
«Сознательный и свободный труд один способен составить счастье человека» (К.Н.Ушинский).
«Счастье достаётся тому, кто много трудится» (Леонардо да Винчи).
«Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжёлый и изумительно радостный труд», «Труд – это благороднейший исцелитель от всех недугов. Нет ничего радостнее труда» (Н.А.Островский).
«Труд – отец счастья» (В.Франклин).
«Труд – это единственный титул истинного благородства! Это мощь и радость человека-творца» (Р.Роллан)
«Только труд даёт право на наслаждение жизнью», «Уничтожение дармоедов и возвеличение труда – вот постоянная тенденция истории» (Н.А.Добролюбов)

Великий дар небес – моя работа.

Не знает счастья, кто не пролил пота.

Ты в горе утешенье мне даёшь,

Ты – золото, а счастье – позолота.

И надо быть ленивцем и глупцом,

Чтоб от тебя бежать, искать чего-то.

Ты всё: и посох мой, и путь прямой,

С пути сверну я — засосёт болото.

Быть до могилы преданным тебе –

Вот на земле одна моя забота.

Мирза-Шафи

«Труд – это нравственный долг и основа нравственного порядка. Но труд труду рознь. Известно, что труд подневольный, крепостной, производит далеко не то же действие на хозяйственный и нравственный быт народа, как труд вольный: он (подневольный труд) убивает энергию, ослабляет предприимчивость, развращает нравы и даже портит расу физически» (В.О.Ключевский).
Эти высказывания великих людей справедливы для любой эпохи. Но во благо каждого человека всё это может быть реализовано только в общественно персонализированной системе производства и присвоения. Только экономический персонализм создаёт материальные и духовные условия, когда любой полезный всем и каждому труд становится творчеством.

 

06.06.2016. В.С.Петрухин

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: