Семинар «Марксовские чтения»


Карл Маркс

Концептуальна Резолюция

(рекомендации)

принятая на очередном (184-м) заседании открытого академического теоретического семинара «Марксовские чтения» Институте философии РАН, прошедшего 26 декабря 2014 года по актуальным темам:

1) «О ходе издания полного   собрания сочинений Маркса и Энгельса на языках оригинала  «MARX/ENGELS GESAMTAUSGABE» (МЕGА), ныне издающегося  под эгидой  «Международного фонда Маркса-Энгельса»  в Берлине»,

2) «Актуальные проблемы модернизации России в Послании Президента России В. Путина (от 04 декабря 2014 г.)».

 

I.

Заслушав и обсудив доклад к.э., наук, доц., главного научного сотрудника Российского государственного архива социально-политической истории Л.Л. Васиной по теме «О ходе издания полного   собрания сочинений Маркса и Энгельса на языках оригинала  «MARX/ENGELS GESAMTAUSGABE» (МЕGА), ныне издающегося под эгидой  «Международного фонда Маркса-Энгельса»  в Берлине», а также выступления в дискуссиях, участники открытого академического теоретического семинара «Марксовские чтения», на основе анализа богатого эмпирического материала, подчеркнули культурно-историческое значение научно-организационной деятельности  международного Фонда Маркса-Энгельса в Берлине по продолжению издания на его базе Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса на языках оригинала — «MARX/ENGELS GESAMTAUSGABE» (MEGA).

Как в докладах, так и  выступлениях по ним аргументировано констатировались мнения о том, что достоянием современного человечества являются научные достижения, результаты художественного и интеллектуального творчества, культурно-историческая ценность которых в силу их исключительной социальной значимости не может подвергаться сомнению по тем или иным узко-идеологическим или политическим мотивам, как это, к сожалению, часто имеет место в истории. К таким безусловным ценностям мировой культуры следует отнести теоретическое наследие Карла Маркса и Фридриха Энгельса на языках оригинала (MEGA). Данное издание, беспрецедентное по объему и качеству обработки материала, представляет большой научный источниковедческий интерес, и его перевод на русский язык был бы весьма полезным приобретением для отечественного и миллионов русскоязычного читателя. Начиная  еще с XIX столетия Россия, как известно, занимала первое место по переводу и издания трудов классиков марксизма на русский язык.

Было отмечено, что после более, чем 30-летнего периода идейного разброда и шатаний в России, других странах СHГ, да и во всем мире, по имманентной логике мирового развития возникла особая
заинтересованность к учению Маркса и Энгельса, о чем, как известно,
свидетельствуют, в том числе, представительные европейские международные
социологические опросы через Интернет, радио и телевидение. Более того, как свидетельствует сама социально-политическая практика постсоветского периода, интерес к аутентичному марксизму в мире вовсе не угас, как это предсказывали  многочисленные «эксперты». И это понятно, ибо, марксов идеал единого бесклассового человечества, свободного от всякой эксплуатации и построенного
на принципах гуманизма, дружбы и взаимопомощи всех народов,
свободы личности, равноправия, справедливости и благосостояния
народов, вновь востребован современностью. По всему видно, что объективный ход исторического процесса развития современного мира, в
сущности, развивается по предсказанному и логической строгостью доказанному Марксом и Энгельсом историческому пути.

Недооценка теоретико-познавательного значения аутентичной марксистской теории в целом, забвение ее общечеловеческих мировоззренческих  и нравственных ориентиров, зачастую, влекут за собой отрицательные последствия, способствуя поощрению в обществе этического релятивизма, эгоцентризма,  национальной и религиозной нетерпимости, вульгарного материализма, а на международном уровне – непротивление, попустительство, а то и  реальные попытки осуществления  права сильного в глобализирующемся мире, вплоть до неприкрытой пропаганды мирового господства.  Трудно не согласиться со словами Ф. Энгельса, сказанными им  на могиле Маркса: «и имя его, и дело переживут века!», что, в той же мере, полностью относится к нему самому, а также и с мнением даже бывшего Папы Римского Бенедиктом XVI, будучи папой, хотя и порицавшем марксизм за то, что в нем не нашлось места Богу, но  справедливо отмечавшем,  что Маркс «нарисовал яркий образ человека, ставшего жертвой разбойников» (читай эксплуататоров) и что «Самый точный диагноз современному капитализму поставил Маркс». Нечего и говорить о том, что об этом же красноречиво свидетельствует та беспрецедентная в истории экономическая война, которую сегодня почти весь капиталистический мир (назовем его «санкционным) объявил России. В ежегодном послании Конгрессу президент США Барак Обама, под аплодисменты членов обеих палат сказал, что «благодаря США Россия оказалась в международной изоляции, а ее экономика — разорванной в клочья». Ясно, что внутриформационные противоречия капитализма, на базе которых происходят его системное «саморазрушение»,  «самоотрицание» и «самоуничтожение» не только не отменены, но они по-прежнему действуют с такой жестокостью, когда в переполненном богатством в современном мире только от голода на земле гибнут миллионы людей. Как показывает метод сравнительных анализов, исторических сравнений и сопоставлений, с возникновением аутентичного марксизма каждая из последующих эпох всемирной истории непременно приносила ему новые несомненные тому концептуальные подтверждения. Ясно, что все голословные утверждения о капитализме как: «всеобщем», «народном», «либеральном», «справедливом», «демократическом» и т.п. давно можно спокойно убрать на кладбище истории.

Первый том «MARX/ENGELS GESAMTAUSGABE» (MEGA) вышел в 1975 г. К настоящему времени  из 114 планируемых томов уже опубликованы 62 тома в 134 книгах: из них 70 книг с текстами, а 64 — с комментариями.

По мере ознакомления российской научной общественности и русскоязычного читателя с изданием (MEGA) и очевидной насущной необходимостью всестороннего изучения аутентичного марксизма и его положительно-отрицательного критического переосмысления в настоящее время возникла необходимость нового научного издания сочинений Маркса и Энгельса на русском языке теперь уже на основе издания «MARX/ENGELS GESAMTAUSGABE» (MEGA).

Новое, существенно дополненное и исправленное научное издание Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса (MEGA) на русском языке предполагает подготовку более 114 томов (каждый в 2-х книгах) издания, включающего как издание самих текстов, так и подробного научно-справочного аппарата к ним (указателей вариантов, корректур, примечаний к текстам, истории создания текстов, предисловия, аннотированного именного, предметного, библиографического, включающего аннотированный указатель периодических изданий, и др. указателей).

Объем отдельных томов составит от 20 до 55 п.л. текстов и 20-50 п.л. научно справочного аппарата.

Примерно 60% текстов Маркса и Энгельса написаны на немецком языке, 30% — на английском и французском языках, остальные на испанском, итальянском, португальском, русском, польском, датском, латыни, древнегреческом и др. языках, что предполагает приглашение квалифицированных переводчиков с этих языков.

Осуществление данного проекта потребует привлечения работников высокой квалификации со знанием иностранных языков, прежде всего немецкого, и имеющих опыт издательской деятельности в области публикации наследия Маркса и Энгельса. Специалисты такого ранга у нас в России имеются.

По поводу  обоснования подготовки перевода и издания «MARX/ENGELS GESAMTAUSGABE» (MEGA) на русский язык, на академическом теоретическом семинаре было,  в частности, отмечено, что завершенное в 1981 г. 50-томное второе издание Сочинений Маркса и Энгельса (см. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т.: 1-50. М., 1955-1981), рассчитанное как на широкого читателя, так и на ученых-обществоведов, оставалось вплоть до начала 1990-х гг. наиболее полной научной публикацией теоретического наследия Маркса и Энгельса. Это издание, как известно, уже стало больше, чем библиографическая редкость. В настоящее время объективное изучение жизни и научной деятельности Маркса и Энгельса, аутентичного марксизма и всего того мирового идейно-теоретического богатства, что исторически с ним связано в 19 и 20 веках  практически невозможно без обращения к той огромной документальной, источниковедческой и научной комментаторской базе, которую представляет публикация всего сохранившегося литературного наследия Маркса и Энгельса в международном издании Полного собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала «MARX/ENGELS GESAMTAUSGABE» (MEGA) и, по разным причинам не вошедшего, в русское 50-томное издание сочинений Маркса и Энгельса.

Исключительная ценность (MEGA) и рентабельность его издания не должны вызывать сомнения. Так, на западном книжном рынке, а она теперь продается в 30 странах мира, один том (MEGA)  стоит до 200 USD. Можно полагать, что на книжных полках России и республик бывшего СССР русский перевод (MEGA)  и в настоящее время не будет залеживаться. (MEGA)  найдет своего заинтересованного русскоязычного читателя также в странах дальнего зарубежья. Выручка от продажи (MEGA)  в полном объеме будет возвращена спонсору в предусмотренном законом порядке. Издание «MEGA» на русском языке экономически рентабельно.

Нечего и говорить о теоретико-познавательном «капитале» издания на русском языке «MARX/ENGELS GESAMTAUSGABE» (MEGA).

Здесь достаточно, например, сослаться специально на представителя современной Западной экономической мысли Марка Блауга (Mark Blaug)  — известного американского и английского экономиста и историка экономической мысли: «В своей ипостаси экономист Маркс продолжает жить и все еще актуален… Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивлялся всякий раз, когда его пытались отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим» — ( см. «Экономическая мысль в ретроспективе (Economic Theory in Retrospect)» М., 1994, с. 207). В другой своей книге «Пионеры экономической науки» (Karl Marx (1818-1883). Introduction //Pioneers in Economics. Cambridge: University press. 1991. P. 10) М. Блауг пишет: «Даже если мы отвергаем основополагающие догмы марксизма и многие, если не все, его главные выводы, три тома «Капитала», и в особенности два последних, содержат много замечательных разделов анализа, на которых могут учиться современные экономисты: рост крупного предпринимательства, раздел собственности и контроль над нею, функциональная роль безработицы как дисциплинирующего рабочих средства при капитализме, значение изменений в денежной заработной плате для протекания делового цикла, неизбежность периодичности экономических циклов, влияние технического прогресса на норму прибыли, капиталосберегающая природа технического прогресса – этот список может быть продолжен. Мы даже имеем подобие современной теории роста… Маркс по-прежнему заслуживает того, чтобы его читали». Марк Блауг прав и он далеко не один в этом в своем утверждении.

Организацию профессионального перевода, научной подготовки и редакции текстов и издания собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса, а также помощь в строжайшем контроле за целевым расходованием финансовых и материальных средств гарантирует открытый академический теоретический семинар «Марксовские чтения» ИФ РАН в  пределах его функций.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание научное значение наследия Маркса и Энгельса и возросший интерес к аутентичному марксизму как со стороны специалистов обществоведов-гуманитариев, так и широкой научной и творческой общественности, участники академического теоретического семинара «Марксовскине чтения» считают необходимым:

1. Составить научно-обоснованное письмо с предварительной сметой расходов по томам и т.п. на имя Правительство РФ, РАН и Министерство образования и науки о целесообразности перевода и издания на русский язык Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса на языках оригинала  «MARX/ENGELS GESAMTAUSGABE» (MEGA).

2. Во исполнение коллегиальных рекомендаций, изложенных в информации «Об Объявлении 2018 год международным годом К. Маркса» (принятого международной научно-практической конференцией «Маркс: ученый, мыслитель, революционер», прошедшей на базе академического теоретического семинара «Марксовские чтения» ИФ РАН 26 апреля 2013 г. в связи с 195-летием рождения К.Маркса и опубликованного в «Экономической и философской газете» №17(959, май 2013 г.), рекомендуется всему прогрессивному человечеству, академическим, вузовским и другим научным, научно — образовательным и культурно-просветительским организациям, близким к Марксу партиям, левым общественным движениям, СМИ и т.п.,  символически обозначить все виды своих творческих намерений и достижений с призывом: «Навстречу с Годом Карла Маркса». (Объявление, опубликованное в «Экономической и философской газете», №17(959, май 2013 г.   прилагается):

ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ 2018 ГОДА

МЕЖДУНАРОДНЫМ ГОДОМ КАРЛА МАРКСА

26 апреля 2013 г. в Москве в Институте философии РАН на научно-организационной базе постоянно действующего с 1997 года при ИФ РАН ежемесячного открытого академического теоретического семинара «Марксовские чтения» совместно с «Экономической и философской газетой», академической и вузовской научной общественностью России и других стран Содружества Независимых Государств (СНГ), а также стран дальнего зарубежья, прошла очно-заочная международная научно-практическая конференция «Маркс: ученый, революционер, человек», посвященная 195-летию со дня рождения Карла Маркса.

Учитывая всемирно-историческое значение личности Карла Маркса для науки и мирового общественно-исторического прогресса, а также в связи с приближением 200-й годовщины со дня рождения Карла Маркса, отмечаемой в 2018 году, международная конференция:

1. ​ объявила 2013 год годом начала подготовки к празднованию 200-й годовщины со дня рождения великого ученого, гуманиста и общественного деятеля – Карла Маркса,

2. ​ обращается ко всем коммунистическим, социалистическим и рабочим партиям, прогрессивной общественности всего мира, признающим всемирно-историческую роль аутентичного марксизма, с призывом присоединиться к этому международному гуманному проекту,

3. ​  предлагает ЮНЕСКО, Исполкому Международной Федерации философских обществ, а также муниципальным властям города Трира (Германия) объявить 2018 год «Международным Годом Карла Маркса» и провести соответствующие мероприятия в области науки, общественной жизни и культуры.

От имени участников Международной научно-практической конференции, посвященной 195-летию со дня рождения Карла Маркса

сопредседатели Оргкомитета:

Научный руководитель

Открытого академического теоретического семинара «Марксовские чтения»

доктор философских наук, профессор (ИФ РАН) Д. В. Дхохадзе

Главный редактор

«Экономической и философской газеты» А.П. Проскурин

Москва, Институт философии РАН,

26.04.2013 г.

 II.

Заслушав и обсудив доклад д.филос.н., проф. Д.В.Джохадзе «Актуальные проблемы философии модернизации России в Послании Президента России В. Путина Федеральному Собранию РФ» (от 04 декабря 2014 г.), участники академического теоретического семинара,  с научной заинтересованностью отметили, что  одиннадцатое по счету Послание Президента В. Путина ФС РФ заметно отличается от всех предыдущих Посланий тем, в частности, что:

1) нынешнее Послание по своему содержанию теоретически и практически многопланово и носит отчетливо выраженный концептуальный характер;

2) общая структура и целевая направленность Послания вполне отвечают поставленным задачам, а таковыми в Послании выступают достаточно широкий охват тем и проблем, детализация аргументов и профессиональная полемика с оппонентами, ведущаяся на основе богатого и удачно подобранного эмпирического  материала;

3) Послание привлекает внимание четкими формулировками, продуманностью выводов, а также актуальностью и злободневностью темы и выбранного в нем целевого направления, оно представляет собой программный политико-правовой документ, выражающий стратегическое направление развития нашего государства на обозримую перспективу;

4) Послание Президента ФС РФ при чтении рождает много мыслей, призывает к обсуждению острейших и насущных проблем современности, настраивает читателя на творческую дискуссию, в частности, обсуждению центральной проблемы Послания — о судьбе, месте, роли и будущем  России в современном глобализирующемся мире; в нем намечены основные ориентиры движения в деятельности народов России и государства в целом;

5) Послание представляет собой теоретически последовательно выдержанные краткосрочные и долгосрочные программы  социальной модернизации России как во внутренней, так и во внешней политике государства; в нем намечены приоритетные задачи, стоящие перед страной в экономике, финансах, сфере социального развития, а также вопросы обороны и безопасности государства, в нем поставлена задача вырваться «из ловушки нулевых темпов роста» и проведения в стране масштабного обновления промышленности, реализации национальной технологической инициативы, модернизации экономики и социальной сферы.

6) Послание целиком адресовано главному субъекту государства – нашему многонациональному и поликонфессиальному народу с призывом к обсуждению стратегически значимых актуальных проблем  современности;

7)  бросается в глаза, что на фоне всем хорошо известной в мире безответственной агрессивной риторики о мировом лидерстве и господстве, впервые в постсоветское время в Послании Президента Россия справедливо позиционируется в качестве одного из могучих и вполне суверенных государств  современности, учет международно  признанных законных интересов которой необходим для развития гармоничного и справедливого мира. Напоминание же о том, что пустить Россию по югославскому сценарию стало также невозможно, как в свое время невозможными были подобные потуги Гитлера,  и что «разговаривать с Россией с позиции силы бессмысленно», звучит в Послание Президента России как по форме достаточно вежливое, но по содержанию грозное предупреждение;

8) воздав должное «рыночноцентризму» и «бизнесцентризму» (читай капитализму) в Послании предлагается идея более значимого и целенаправленного, чем раньше  делового соучастия (или взаимодействия) государства в этом «центризме», разумеется, без смены экономического  уклада жизни;

9) в этом именно плане — в плане как теоретически, так и практически более выверенного взаимоотношения бизнеса и государства внимание участников семинара привлек  большой круг социально значимых проблем, которые можно сгруппировать под рубрикой «социальной философии», или как отмечено в Послании, «философией общего дела», как базовой философской основы сотрудничества, согласно которой отношения бизнеса и государства в России должны строиться на базе общих взаимоприемлемых теоретико-познавательных и теоретико-практических принципах партнерства и равноправного диалога;

10) слушатели академического семинара полагают, что данное заявление Президента может, при определенных исторических условиях, иметь значение той большой посылки в силлогизме, который с логической принудительностью ведет к заключению о необходимости сбалансированного ослабления в России «рыночного центризма» в пользу «центризма государственного», иначе говоря, восстановления по диалектическому методу (Аристотеля, Гегеля и Маркса) «отрицания отрицания», с учетом исторических реалий, некоторых, безусловно оправдавших себя в истории отдельных народно-хозяйственных принципов социализма, что, по мнению участников семинара,  помогло бы в реальном выполнении одной из  центральных задач Послания – сохранении самостоятельности России и укреплении ее экономического и политического суверенитета в глобализирующемся мире.  Неслучайно в Послании категорично сказано: «для России реальный государственный суверенитет — абсолютно необходимое условие её существования»… «Хочу подчеркнуть: или мы будем суверенными – или растворимся, потеряемся в мире». Здесь напрашивается очень важная равно значимая  историческая параллель и историческое сравнение со следующим всем хорошо известным положением, И.Сталина, выдвинутым им в 1931 г.: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» (Сталин И.В., Сочинения, т. 13, с. 38 -39). Президент России В.Путин также прав сегодня, как Сталин за десять лет до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

11) как явствует из контекста, под понятием «философии общего дела» в Послании скорее всего имеется ввиду не «философия общего дела» в понимании представителя известного русского религиозного мыслителя (космизма) и философа Н.Ф. Федорова, а скорее «Метафизика Всеединства» — философское направление в истории русской философии, основанное в 70-х годах XIX столетия Владимиром Соловьевым, на базе неоплатонической теории «гармонического развития бытия», «мирового всеединства» и примененное им к социальной философии России, в частности —  соборности (коллективизму), в смысле сплочения народа  на основе национально-религиозных, патриотических, культурно-исторических и множества других общенациональных интересов. Президентское обращение к философии для обоснования, выдвинутого им, по существу, социально значимого Проекта о системной связи государства и бизнеса, как нам представляется, содержит в себе также возможность его распространения (или трансформации) на другие области социальной жизни общества, а потому требует от отечественных философов, особенно Института философии РАН, заинтересованного исследования.

III.

Участники ежемесячного открытого академического теоретического семинара «Марксовские чтения» ИФ РАН, вновь, теперь уже в контексте, концепции Послания Президента России ФС РФ (от 04.дкабря 2014 г.) обращают внимание уважаемых специалистов федерального агентства по управлению госимуществом (Росимущества):

1) На их в принципе неприемлемое и во всех отношениях заведомо ассиметричное решение о выселении и переселении Института философии РАН из его родного дома (с целью отчуждения его в пользу планируемого т.н. «музейного городка» и расширения таким образом служебной, выставочной и хозяйственной площади Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – ГМИИ), в котором Институт философии располагается со дня его основания в 1929 г. (на ул. Волхонка, д. 14). В настоящее время право ИФ РАН на занимаемое здание, как известно, основано на охранно-арендных договорах №285/1,2,3, от 01 мая 2001 года сроком до 31.12.2018 г.

Эти законные требования коллектива ИФ РАН, справедливо поддержанные как отечественной, так и международной философской общественностью, а также слушателями академического теоретического семинара «Марксовские чтения», ни в коем случае не означают недооценку решения Правительства о строительстве дорогостоящего «музейного городка» на базе ГМИИ им. А.С.Пушкина. Мы лишь решительно против осуществления данного проекта в части как академически, так и идеологически неосмотрительного и несоизмеримого жертвоприношения ему Института философии РАН.

Институт философии РАН, как своего рода мозговой центр страны, теоретико-познавательные изыскания которого  благодаря ежегодно выпускаемым им сотням книг и тысячам статей как зримо, так и незримо систематически  проникает во все безисключения области научной и культурной деятельности, что, понятно, невозможно измерить (как это часто бюрократически требуется в наших отчетах) ни количеством потраченного времени, ни иными известными в науке единицами измерения, равно как эффективность работы Института невозможно оценивать денежными доходами от его посетителей. ИФ РАН и его коллектив, словно платоновская академия, стоял, стоит и должен впредь стоят за пределами коммерческих интересов, но целиком в рамках научного, образовательного и культурного развития страны и ее народов.

2) Вынуждены напомнить, что ИФ РАН (восходящий своими корнями к Петровской академии наук и законный преемник ИФ АН СССР), будучи известен во всем мире как высокопрофессиональное центральное координационное научно-исследовательское учреждение РАН не только в области гуманитарных наук, но и в области истории и философии естественных и технических наук, является признанным во всем мире академическим научно-исследовательским учреждением. Одним из многочисленных наглядных примеров доказательства тому служит, например, уже многолетняя деятельность в ИФ РАН специальных подразделений по исследованию актуальных проблем теории и методологии развития современной науки и техники, о значении которых, кстати сказать,  в Санкт-Петербурге на Совете при Президенте РФ по науке и образованию (9 декабря 2014 г.) заинтересованно говорил Президент РФ в своем выступлении: «Реструктуризация в сфере управления научными организациями объективно назрела, а первостепенное значение приобретают междисциплинарные исследования …Нельзя откладывать решения, надо объединять интеллектуальные ресурсы и научную инфраструктуру, укреплять взаимодействие ученых на стыке отдельных дисциплин, где рождаются прорывные разработки и открытия ( везде подчеркнуто нами Д.Д.)». В этом именно направлении в ИФ РАН давно уже работают два научно-исследовательских сектора: «Сектор междисциплинарных проблем научно-технического развития» (зав.сектором д.филос.н., проф. В.Г. Горохов) и «Сектор методологии междисциплинарных исследований человека» (зав.сектором д.филос.н., проф. М.С. Киселева).

3) Ассиметрически несоразмерное выполнение упомянутого решения, помимо всего прочего, не просто незаслуженно бросает тень на ИФ РАН со всеми этими выселениями и переселениями и вытекающими из них предсказуемыми и непредсказуемыми последствиями, но унижает его коллектив, недопустимо игнорирует и дискредитирует значение и роль философской науки в нашем обществе, как исторически базовой дисциплины теоретического знания всех наук, художественного творчества в том числе. И все это – в эпоху геополитических, геоэкономических, геостратегических, а значит мировоззренческих столкновений интересов, которые, как мы многократно на практике убеждаемся, вопреки политиканствующих «теоретиков-ораторов» не только никто не отменял в постсоветское время, но становятся все более наглядными и жестокими во всех областях государственной деятельности и жизни народов. События на Украине, как новый этап реального осуществления американо-натовской государственно-террористической прагматической идеологии, например, о мировом господстве и связанные с ними разноаспектные дискуссии между Россией и США (Востоком и Западом) и европейскими сателлитами последних, являются одним из многочисленных ярких доказательств  сказанного. Хотим мы того или нет, в области идеологической и мировоззренческой борьбы всегда в истории философия, часто независимо воли самых философов,  находилась и продолжает находиться на передовой. И кто эту историческую роль философии не осознает по причине вульгарно-материалистических,  либеральных и т.п. ограничений мышления или просто сознательно недооценивает, исходя из конъюнктурных соображений, тот никогда не поймет, например, истинной базовой причины великой Победы Великого Советского Народа в борьбе с мировым фашизмом, а также идеологической и мировоззренческой составляющей очередной «высадки» США и НАТО на этот раз на Украине, как опасного прецедента продолжения развала СССР теперь уже на базе его бывших республик;

4) Более того, столь подчеркнуто непочтительное отношение к ИФ РАН, помимо всего прочего, означает также непризнание (или непростительное игнорирование) того очевидного и неоспоримого культурно-исторического факта, согласно которому то главное и самое мощное оружие, которое, по сути дела, определило решающую роль СССР в триумфальной Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., 70-летие которой  мы будем торжественно отмечать  в 2015 году, ковалось не где-нибудь, в запасниках пусть даже весьма уважаемых музеев, а наряду с другими гуманитарными науками, главным образом, именно в ИФ АН СССР (и в институтах философии АН союзных республик) – это, прежде всего, идеология Великого Советского Народа, социально-политические, идейно-нравственные и теоретико-познавательные основания его общественно значимой исторически целенаправленной деятельности, что все вместе составляет мировоззрение уникального в истории человечества многонационального и поликонфссионального советского народа. Понятно, почему, например, президент России В.Путин с полным на то основанием, говоря о решающей роли СССР в Победе во Второй мировой войне, за признание этого факта в дни годовщины Победы в прошлом году справедливо воздал должное президенту Франции Франсуа Оланду. Следовательно, как-нибудь принижать или сознательно игнорировать значение философии, как науки мировоззренческого и идеологического профиля, означает смотреть, например, на фреску Ватиканского дворца «Афинская школа» Рафаэля Санти (выполненную в 1508 году по поручению папы Юлия II – носителя и распространителя вполне определенного мировоззрения) и отрицать главное – заложенную в ней диалектическую борьбу противоположных мировоззренческих идей и взглядов между великим учителем Платоном и его великим учеником Аристотелем. Или, например, грандиозное полотно великого русского художника-философа Александра Иванова «Явление Христа народу» (сюжет которого основывается на третьей главе Евангелия), означающего появление в человеческом обществе носителя принципиально новой философии, исследующей новое по тем временам революционное (христианское) мировоззрение, а не просто появление незнакомого скромно одетого странника. Художественное творчество (музейное в том числе) и творчество интеллектуальное – это единое целое, что, кстати говоря, и подразумевается в названной Петром Первым «Академии наук и художеств». Стало быть, предпринимать какие-либо административные действия в пользу ГМИИ им. А.С.Пушкина, пусть даже из лучших побуждений, но ущемляющие интересы одной из сторон (в данном случае ИФ РАН), принципиально ошибочно, а потому недопустимо ассиметрично;

5) Тем же, кто из «почитателей художественного творчества» грозит выселением и переселением старейшему академическому учреждению, уместно также напомнить, что ИФ РАН является законным преемником Петровской Академии наук (290-летие основания которой было отмечено проведением международной конференции в ИФ РАН 31 января 2014 г.) в той немаловажной степени, в какой по проекту немецкого философа Лейбница (авторитетного советника Императора по созданию РАН) и предложению Петра I, философия вместе с другими гуманитарными дисциплинами, была включена в одно из трех главных исследовательских направлений («групп») Петровской академии наук;

6) Мало того, нечего и говорить о том, что уважаемые сотрудники Росимущества, как нам представляется, вовсе не отдают себе отчета в том, что выселение и переселение ИФ РАН (в спешном порядке до истечения арендного срока – 01 января 2019 г.), да еще во всех отношениях в неимоверно худших условиях, ущемляющее его законные интересы и граничащее с его медленным уничтожением, непосредственно воскрешает в памяти широкой научной общественности варварское решение Византийского императора Юстиниана (по сути римского, т.к. все еще стоявшего на мировоззренческой посылке Римской империи, а потому всю жизнь боровшегося за  объединение восточной и  западной римской империй) печально вошедшего в историю своим эдиктом о ликвидации философской Академии  Платона в 529 г., до этого просуществовавшей без малого девять веков, а также и решение царя России Николая I, возможно под влиянием европейских буржуазных революций, ликвидировавшего в 1850 году философский факультет Московского университета с печально известной формулировкой (с подачи министра народного просвещения князя Ширинского-Шихматова): «Польза от философии весьма сомнительна, а вред очевиден».

Следовательно, намеченное скоротечное выселение (в нашей научной общественности его уже называют вытряхиванием) и перемещение Ордена Трудового Красного Знамени ИФ РАН (что, по подсчетам экспертов, обойдется более 4-х млн.руб.), понятно, будет воспринято академической и научной общественностью (и не только ею) далеко не однозначно, что в современную эпоху информационного бума и очевидной реактуализации геополитических, геоэкономических и геостратегических, а значит и идеологических и мировоззренческих противоречий (в том числе экономической войны против России), не только нисколько не прибавит авторитета ни ГМИИ им. А.С. Пушкина, ни федеральным властям из Росимущества, но поставит также под удар неконструктивной критики руководство страны, что, на наш взгляд, категорически недопустимо сегодня;

7) Напротив, было бы во всех отношениях правильно и нормально воспринято обществом, даже если бы ИФ РАН находился в другом районе города, решение переместить его именно туда, где он сейчас находится, с тем чтобы вместе с Храмом Христа Спасителя, Академией художеств И. Глазунова и ГМИИ им. А.С. Пушкина образовался единый естественно-исторический культурный ансамбль;

8) Ясно, что выселение и перемещение ИФ РАН и связанные с ними всем известные трудности нисколько способствуют успешному выполнению тех научно-исследовательских задач, которые стоят не только перед ИФ РАН, но также перед вновь образованным «Евразийским экономическим союзом России, Казахстана и Белоруссии», в интеграционном проекте века которого, мы уверены, ИФ РАН, безусловно, внесет свой собственный немаловажный никем не заменимый вклад;

9) Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание законные интересы коллектива Института Философии РАН, участники академического теоретического семинара «Марксовские чтения» ИФ РАН просят Росимушество РФ остановить процесс отчуждения здания ИФ РАН в пользу ГМИИ им. А.С.Пушкина и воспользоваться другими, более цивилизованными, демократическими и равнозначно симметричными способами расширения служебной площади ГМИИ, что вело бы не к конфронтации двух ветвей отечественной культуры, а к их взаимно полезной кооперации (что, а это существенно важно, способствовало бы ликвидации в ГМИИ очевидной и недопустимой отсталости в нем научно-исследовательского сектора);

10) Необходимо напомнить о том, что на проходившем в 2009 году в Институте философии РАН Всемирном дне философии ученые из 55 стран выступили за сохранение Института на его историческом месте. В 2010 году ИФ РАН издал специальную книгу «Волхонка, 14. Место имеет значение», в которой на 198 страницах собраны письма-обращения к руководству страны и письма поддержки коллективу ИФ РАН от философов и ученых России и многих стран мира.   Подробно обо всем этом и другом см. на сайте Института философии РАН  http://www.iph.ras.ru/

Участники данной международной конференции единогласно высказались за недопущения отчуждения исторического здания единственного в своем роде в стране центрального научно-исследовательского координирующего учреждения в области гуманитарных наук – Ордена Красного Знамени Института философии РАН в пользу Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – вовсе не единственного в своем роде в России известного в стране музейного учреждения. В противном случае это действие Росимущества будет означать нарушение таких положений Конституции РФ, как защита прав граждан на свободное творчество, в том числе права академического учреждения на свободное использование арендной площади.  Как известно, во исполнении постановления Правительства РФ от 18.06.2008 г. №464 «О праздновании 100-летия Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина», Росимуществом осуществлена в установленном порядке передача объектов по ул. Волхонка, д.14, стр.3, стр.4 и стр. 5 из собственности города Москвы в федеральную собственность. Следовательно, органом, уполномоченным в области государственной регистрации, на данные объекты зарегистрировано право  собственности Российской Федерации. Однако,  принимая во внимание то принципиально важное обстоятельство, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ (см. ст. № 617) переход права собственности  на фактически сданное в аренду имущество к другому лицу не является законным основанием для изменения или прекращения договора аренды (в данном случае прекращение аренды с ИФ РАН), участники открытого академического теоретического семинара «Марксовские чтения» считают, что действия по отчуждению здания ИФ РАН справедливо будут квалифицированы не только как противозаконные, но как целиком идущие в разрез с теми весьма важными задачами, которые с учетом глобального международного расклада сил и столкновения интересов в современном мире и беспрецедентной во всех отношениях аморальной экономической войны против России, правильно были поставлены Президентом РФ перед Российской академией наук 9 декабря 2014 г. на заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию в Санкт-Петербурге, а также проблемно сформулированы в Послании Президента Федеральному Собранию РФ (04 декабря 2014 года).

Исходя из вышеизложенного концептуального видения проблемы, участники академического теоретического семинара «Марксовские чтения» рекомендуют:

1)   Принять во внимание Послание Президента России В.Путина ФС РФ (от 04 декабря   2015 г.) для его проблемно-аналитической проработки в обозримом будущем на академическом теоретическом семинаре «Марксовские чтения».

2)         В ближайшем будущем провести специальное заседание академического теоретического семинара «Марксовские чтения» с приглашением специалистов по социальной философии из профилирующих секторов академических институтов РАН (например, Института философии РАН и Института  экономики РАН), а также кафедр вузов (нпример, экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) для экономическо-философской проблемно-аналитической проработки (а может быть экспертных заключений), обозначенного в Послании Президента России проекта «отношения бизнеса и государства, их партнерства и равноправного   диалога» на базе «философии общего дела».

3)         Участники теоретического семинара «Марксовские чтения» полагают, что сектор «Социальной философии» (занимающийся философскими проблемами модернизации России) и «сектор русской философии» Института философии РАН,  могли бы возглавить научно-исследовательскую работу по разработке концепции  президентского проекта  «отношения бизнеса и государства, их партнерства и равноправного   диалога» на базе основополагающих принципов социальной философии, а также истории русской общественно-политической и экономической мысли России.

4)         Участники семинара «Марксовские чтения» обоснованно считают, что реальное осуществление задач, поставленных в Послании Президента России ФС РФ возможно, прежде всего, при наличии интенсивной реинтеграции и интеграции исторически братских народов бывшего СССР, теперь уже, надеемся, на базе Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Новая и новейшая история красноречиво доказала, что именно уникальная в истории человечества культурно-историческая интеграция наших народов обеспечила  исторический прогресс всех народов бывшего Союза, причем, во всех областях человеческой деятельности, в том числе, триумфальную Победу Великого Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. против злейшего врага всего человечества – фашизма.

5)         Участники академического теоретического семинара «Марксовские чтения» ИФ РАН настоятельно просят Президента России В.Путина дать указание на отмену распоряжения Россимущества о переселении Института философии РАН из его родного дома (на ул. Волхона, 14), расположенного там с 1929 года со дня его основания, как решения  во всех отношениях  ассиметричного. Что же касается уважаемого руководства Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, то им коллегиально рекомендуется при помощи богатого опыта и профессионализма уважаемых сотрудников Росимущества: а) для решения хозяйственных вопросов ГМИИ — расширения запасников и выставочной площади музея и т.п. поискать другие более демократичные и равнозначно симметричные возможности, как, например, это сделало не менее важное, чем ГМИИ музейное учреждение – Государственная Третьяковская галерея; б) для повышения же научно-исследовательского уровня работы, являющейся недопустимо слабым звеном работы музея  ГМИИ им. А.С.Пушкина, как нам кажется, следовало бы, вместо конфронтации с Институтом философии РАН, ведущейся на базе явно выраженного «вульгарного материализма», как неоднократно предлагалось нами ранее, поискать пути кооперации с ним, что безусловно содержательно приблизило бы ГМИИ им. А.С.Пушкина к названию Петровской академии наук и художеств, 290-летие которой  широко отмечалось в ИФ РАН на международной очно-заочной научно-практической конференции, на именные приглашения на которую уважаемые руководители ГМИИ – ни директор М.Д.Лошак, ни президент музея И.А.Антонова — даже не ответили. До сих пор в ответ на нашу просьбу они не представили главу для готовящегося юбилейного сборника материалов в связи с 290-летием Петровской академии наук и художеств. Руководители культурно-просветительского учреждения «культурно» не отозвались также на наше письмо с просьбой либо восстановить расколотую и изуродованную еще в декабре 2013 г. «археологами»(?!) ГМИИ мемориальную плиту, посвященную выдающемуся русскому философу В.С. Соловьеву, расположенную во дворе ИФ в зоне декоративной клумбы, либо, что было бы еще лучше,  рассмотреть возможность создания и возведения на данном месте памятника В.Соловьеву (совместно с ИФ РАН на паритетной основе), что, конечно, было бы реальным знаком уважения к творческому наследию великого русского мыслителя, кстати сказать, как известно, справедливо видевшего в философии силу, освобождающую человечество и верно доказывавшего, что «Философия делает человека вполне человеком», а значит, «общество вполне обществом»;

6)               Руководству ГМИИ им. А.С.Пушкина предлагается немедленно прекратить небезопасное использование институтского двора в качестве проезда и стоянки служебных и личных автомобилей сотрудников музея, а также ликвидировать установленную там будку охраны этой стоянки. Напомним, что дирекция ИФ РАН еще в 1975 г. по требованию ГАИ справедливо запретила сотрудникам и АХО Института парковать автомобили во дворе ИФ РАН в целях безопасного и рационального использования территории, как по форме, так и по размеру никак не  приспособленной и оборудованной для безопасного въезда, выезда, маневрирования и парковки там транспорта.

 IV.     

1)      Участники теоретического семинара «Марксовские чтения», как и раньше, повторно, теперь уже в полном соответствии с концепцией Послания Президента России ФС РФ, считают, что в современную эпоху борьбы идей и многополярных мировоззрений провидческие труды выдающегося советского и русского мыслителя Александра Александровича Зиновьева, как это широко известно, представляют собой чрезвычайную актуальность. Интерес к творческому наследию А. Зиновьева с каждым годом растет потому, что все исторически важные прогнозы, которые он наметил, сбылись с логической принудительностью. Так, например, обнаружив коварную сущность «перестройки», А. Зиновьев раньше всех, а главное, когда об этом, к сожалению, умалчивалось, абсолютно точно назвал ее «катастройкой». Раскрыв неоимпериалистическую сущность «идеологии» однополюсного правления миром, А. Зиновьев доказал, что все противоречия между СССР и капитализмом (США и НАТО) будут с логической необходимостью переформатированы (или перепланированы и перенаправлены) на Россию и против России, чтобы окончательно дезинтегрировать все республики бывшего СССР, разжигать в них крайний национализм, религиозную вражду и т.п. против России. Следовательно, Александр Зиновьев методически подводит нас к логически единственно верному выводу о том, что стратегическая задача США и НАТО в постсоветское время теперь уже заключается в уничтожении России, как
основного геополитического, геоэкономического и геостратегического противника, глобальной изоляции ее не только от республик бывшего СССР, но и всего остального мира, в расчленении и захвате всех ресурсных регионов, создании в стране полного деструктивными противоречиями социально-политического хаоса и переходе к управлению страной через правительство либеральных марионеток. События на Украине подтверждают верность концептуального предвидения гениального философа и мыслителя. Все вышеизложенное, а главное, весь ход развития современного мира, который неоимпериалистические «идеологи» постиндустриального капитализма во главе с США и НАТО и их союзников бездумно толкают в третью мировую войну, еще раз подтверждают правильность теоретических оценок и практических рекомендаций регулярного открытого академического теоретического семинара «Марксовские чтения» ИФ РАН, в том числе о необходимости широкого распространения и изучения трудов Александра Александровича Зиновьева.

2)           С этой целью и во исполнение рекомендаций международной научно-практической конференции, прошедшей 25 октября 2013 г. в ИФ РАН на базе открытого академического теоретического семинара «Марксовские чтения», посвященной 91-годовщине со дня рождения выдающегося советского и русского мыслителя XX и XXI столетий, гуманиста и трибуна мирового масштаба, участника Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Александра Зиновьева, просить дирекцию ИФ РАН:

а)      установить барельеф бывшему сотруднику Института философии РАН А.А.Зиновьеву в здании ИФ РАН на подходящем для этого месте. (Работа над барельефом в мастерской закончена);

б)      обратиться в Правительство РФ и Министерство образования и науки с просьбой продолжить рассмотрение вопроса о целесообразности открытия «Российского государственного университета наций и национальных отношений им. Александра Зиновьева» при Президенте РФ (имея в виду, что проблемы наций и национальных отношений и конфессиональные противоречия в современном мире, на Украине в том числе, представляют исключительную актуальность);

в)    рассмотреть вопрос о внесении трудов А. Зиновьева в перечень обязательной литературы в учебные программы факультетов гуманитарных наук российских университетов и институтов;

г)     рекомендовать кафедрам общественных наук госуниверситетов РФ и институтов РАН гуманитарного профиля осуществление подготовки и защиты кандидатских и докторских диссертаций по творческому наследию А. А. Зиновьева;

д)  рассмотреть возможность создания в ИФ РАН специального профилирующего сектора им. А. А. Зиновьева;

е)   целесообразно активизировать работу по переизданию трудов Александра Зиновьева, как экономически, так и научно-теоретически рентабельного.

Концептуальная Резолюция (рекомендации) обсуждена и принята на заседание открытого академического теоретического семинара «Марксовские чтения» ИФ РАН.

Научный руководитель

 открытого академического теоретического семинара

 «Марксовские чтения» ИФ РАН

ведущий научный сотрудник Институт философии РАН,

доктор философских ннаук, проф.,

Д.В. Джохадзе

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: